Эгоистами не рождаются, эгоистами становятся

Эгоистами не рождаются, эгоистами становятся

Давайте поговорим, может ли быть «здоровый эгоизм»?  Какие мотивы у эгоиста? И чем эгоизм и самовлюбленность отличаются от любви к себе? У каждого наверное, есть опыт общения с человеком, который «идет по головам», «тянет на себя одеяло», «черствый как чурбан»,  «плюет на мнение окружающих» , «самовлюбленный тип»  или что-то в этом роде. Это действительно очень неприятный опыт и мы стараемся держаться от таких людей подальше, чтобы не стать жертвами их капризов или требований. 

Увы, но часто я слышу, что такое поведение называют любовью  к себе. Что самое удивительное, даже от некоторых психологов я слышала такие утверждения.  «он слишком любит себя». и » делает, что хочет» потому  у многих людей слова любить себя вызывают страх и опасение за то, что если таким людям позволит вести себя вышеперечисленным образом, то беды не миновать. Почему человек так ведет себя?

Я за чистоту языка и понятий. Потому давайте разберемся без спешки, чем отличается любовь к себе от эгоизма и самовлюбленности?
Эгоизм как пишет энциклопедический словарь, это конфликт интересов, когда один человек решает его в свою пользу за счет интересов другого. Самовлюбленность — это понятие, которое обозначает, что человек себя ставит выше других людей.

Почему это происходит? Как человек становится эгоистом?

Начну сначала. Главной потребностью человека есть потребность в любви, защите, принятии, заботе. Причем в любви не за что-то, а просто так. За то, что есть.
Но не многие могут вспомнить, что их любили просто так, ничего не требуя. Не требуя соответствовать перечню стандартов и требований, которые выдвигает социум. И прежде всего его ранние представители — это наши любимые родители, воспитатели и учителя. Они так боялись, что мы вырастем не такими, как надо, что порой причиняли нам много боли  и страданий отвергая, наказывая, игнорируя наши чувства, не позволяя выражать себя так как нам этого хотелось.

Неужели наши родители злые и ужасные? Почему учителя и воспитатели порой напомнают надзирателей в тюрьме?

Мы живем в посттоталитарном государстве, а некоторые страны бывшего СССР еще и до сих пор остаются в плену коммунистической античеловеческой идеологии, когда за то, что ты не «такой как нужно» партии, начальнику, учителю, то есть любому представителю госудасртва, тебя могли сжечь на костре, предать анафеме. расстрелять, посадить в психушку, выгнать с работы,лишить простых человеческих благ и тому подобное.

История цивилизации — это история страха. Страха за свою жизнь и жизнь своих детей. Наши родители и учителя были, а многие и сейчас абсолютно уверены, что критика — это самый правильный способ сделать ребенка послушным. А послушным он должен быть, по их же мнению, чтобы они, не имея сил и знания, могли не включаться в их жизнь. Послушный, в советской интерпретации, это удобный для манипуляций человек, который не способен сам принимать решения.

Иногда ребенок в отчаянии спрашивает родителей: «Зачем вы родили меня? чтобы издеваться но мной?»  Если искать оправдание, то оно таки есть. Но это оправдание подходит скорее все таки для нас взрослых, но никак ни для малыша, которого бьют, игнорируют, байкотируют или закрывают в темном коридоре. Потому важно нам взрослым эти причины знать, чтобы не переносить на головы и в души наших детей.

Именно страх является главной причиной требований родителей, их непринятия ребенка таким какой он есть, их ужаса от его творчества и раскрепощения, непредсказуемости, следования своим желаниям. Ведь эта непредсказуемость и желания могут не соответствовать интересам учителя или родителя, одним словом социума в данный момент.  Родители до сих пор боятся за благополучие своих детей в школе. Ведь их обвинят (высмеют, осудят, отвергнут и т.п.) за ваше поведение. Они станут посмешищем или изгоями. В более демократических странах коридор  «быть как все» более расширен, потому менее травматичный. Но в любом случае любое государство ограничивает человека в его спонтанности и желаний.

Человек также давно лишен возможности защищать себя сам в случае опасности( а это еще одна наша базовая потребность) он должен эту возможность делегировать в демократических странах на полицию и суды, а в таких как постсоветстские — на волю слючая. так как эти защиты практически не работают, а скорее являются еще одной угрозой для человека из-за тотальной коррупции и агрессии государства.

Так что нашим дорогим родителям приходилось нас муштровать на все случаи жизни, чтобы мы выжили, а они за нас «не краснели». И перед соседями было бы не стыдно.

Снова к эгоизму.

Наш мозг «заточен» на выживание вида. То есть тела. Поэтому, в условиях расцениваемых мозгом как опасность для выживания (страх, критика, оценивание, унижение ), он приспосабливается, и с помощью поведения создает защитные механизмы, чтобы мы не испытывали страха, обиды или чувства вины постоянно. Он  посылает телу и разуму определенные сигналы в виде действий, ощущений и мыслей и запоминает их как привычку выжить. Это защитное поведение формируется в раннем возрасте в условиях семьи и школы, а потом остается с человеком навсегда и работает автоматически, как паттерн в определнной типичной ситуации.

Когда ребенка не принимают таким какой он есть, ему приходиться приспособиться к этим требованиям и поэтому он меняет свои мысли о себе и о мире (я плохой. не достоин любви, глупый, слабый и т.п.) а также меняет стратегии поведения со здоровых, которые вложены в наши гены как каркас, на невротические, И в зависимости от своего темперамента, обстоятельств, требований, мозг ребенка выбирает страгию взаимодействия с теми или иными людьми или в тех или иных обстоятельствах.
Одним словом, чтобы получить любовь(безопасность), пусть уже и не безусловную, а хоть какую-то, (часто любовью называют поощрение за поведение), то мозг принимает решение выжить телу, а психику приспособить к предлагаемым условиям. Как уж получиться. Но выжить любой ценой. Так природа позаботилась о нас.

Один ребенок (а потом и взрослый) требует внимания, истерит или манипулирует другими чтобы получить желаемое. Другой, наоборот, послушный и «правильный» страдающий синдромом «хорошей девочки» или мальчика. Третий врет, четвертый ворует и т.п. Эгоизм — это тоже стратегия выживания. Отнять у других, наплевать на всех, раз не дают просто так. Эгоист научился у взрослых игнорировать все желания, кроме своих, Не соблюдать чужие, но чрезмерно защищать свои границы.

Сейчас мы наблюдаем еще один тренд — синдром принцессы. Матери, которых гнобили их родители, наоборот захваливают своих детей. Внушают, что «ты лучше всех», «ты наша принцесса», «другие недостойны тебя» и т.п. Так ребенок сначала становится самовлюбленным, а со временем он научится вести себя как эгоист. В основе такого комплекса превосходства также лежит страх просто быть собой. Ведь всегда нужно «держать марку», «найти самого лучшего мужа», чтоб не стыдно было перед подружками, и т.п. Постоянный гиперконтроль себя и других, чтобы мониторить их отношение к себе.

В основе защитного эгоистического поведения самовлюбленного человека может быть как гиперопека так и критика, бойкот(отвержение), высмеивание (стыд), агрессия, наказания и т.п. Причины разные, а стратегия похожа. Любви, заботе, принятию, доверию, уважению других людей  — этому всему мы должны научиться у родителей, так же как  ходить, писать, петь или танцевать. При рождении у нас есть лишь СПОСОБНОСТЬ к этому, а в процессе взросления мы должны НАУЧИТЬСЯ.

Любить себя — это о чем?

 

 

 

Любовь — это базовое чувство всего живого. Это безопасность, о которой мы говорили выше. Базовая эмоция, которая вбирает в себя весь спектр позитивных переживаний: начиная от телесного удовольствия, душевнаой радости до духовного просветления. Это энергия созидания и продолжения. А значит — выживания. Это потребность нашего вида жить в гармонии с собой и окружающими, быть в здоровых отношениях, чтобы расти.

Любить себя — это заботиться о себе, это доверять, принимать, радоваться общению, оберегать, помогать.Если вы так относитесь к себе, то вы будете удовлетворены жизнью, и у вас не будет потребности ныть, канючить, требовать, забирать, бить, орать, унижать и т.п. Вы будете к другим людям относиться так же как и к себе. Помните в духовном писании есть завет «возлюби ближнего своего как самого себя» . Это ведь о том, что только лишь полюбив себя, вы будете готовы и способны любить другого. И никак наоборот.

Закон физики также подтверждает мудрость природы — когда вы наполненны любовью, у вас есть желание отдавать, делиться, заботиться. А если внутри у вас пустота и сплошные раны, то ваши близкие которые хотят вашей заботы и любви, будут лишь раздражать вас. Вы будете вместо заботы жертвовать собой, истощаясь, ненавидя себя и окружающих. Или наоборот, не сможете отдавать, лишь тащить все на себя.

Что же делать? Научиться себя любить!

И другого пути нет. Нельзя быть беременной наполовину или здоровым эгоистом. Эгоизм изначально не здоровое поведение, потому здоровым быть не может. Нужно просто научиться любить себя и не замещать эти слова чем то другим. Каждое слово потому  и разное, что отвечает за какой то другой ньюанс. Даже синонимы, это слова близкие по значению, но не одинаковые.
Я уже расшифровала что значит себя любить. Это заботиться, понимать, знать себя и доверять. Заметьте, эти все слова — глаголы. Это действия.

Тогда, что же надо делать, спросите вы? Как действовать, чтобы любить себя? Наверняка вы уже слышали, а может и пробовали повторять себе сто раз слова-аффирмации «Я люблю себя, Я люблю себя, Я люблю себя…..» но не помогало.
Правда?
И не поможет. Потому что я люблю себя,  доверяю себе, я уверенная в себе и т.п. это убеждения, а не простые мысли-слова. Убеждения формируются не только на когнитивном, а и на телесно-эмоциональном уровне. И простыми аффирмациями (мыслями)  с ними не справится. Из Головы, как будто бы кто вам говорит: «не-а. Не правда все это» И вы бросаете это дело рано или поздно.

Чтобы по-настоящему научиться себя любить, надо изменить привычку — поведение и убеждения на всех четырех уровнях:  тело, мысли, смыслы, эмоции. Мозг когда-то сфрормировал нейронную связь, отвечающую за то,как вы себя чувствуете и ведете, когда не доверяете людям, неуверенны в себе или считаете, что вы лучше всех.

Совесть (это поведенческий прототип нашего сущностного Я) всегда нам подсказывает, мы действуем правильно или не правильно. То есть по законам правды, гармонии и справедливости или нет. А вы заметили, что слово совесть как то незаметно уходит из обихода…. Вместе с гармонией и целостностью.

Так вот, за действия отвечает тело. Оно делает. а голова думает и называет. Действия тела — это движения. Таким образом каждое наше убеждение о себе и о мире, людях проявляется в наших действиях то есть в движениях. Изменив свои действия/движения в теле, вы измение свои мысли и чувства к себе и окружающим. Вот так просто. да, ваше тело знает ответ на вопрос как полюбить себя. Для этого лишь нужно выучить язык тела. И найти связь его с мыслями и чувствами. Вот и все.

Как это сделать? Для этого я предлгагаю вам различные живые программы или видеокурсы для самостоятельной работы.

Живая программа Открой Себя Настоящего которая проходит в Киеве .

или индивидуальную психотерапию в Киеве или по скайп (если вы из другого города или страны)

Об этом я написала целую книжку»Как вернуть себе Себя Настоящего»

Выбирайте любой формат, какой вам ближе. Посмотреть отзывы о моей работе вы можете здесь

Подпишитесь на страничку в Фейсбук Полюби себя. Доверяй языку тела.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями в соц.сетях.

С каким поведением эгоистов вам довелось встретиться в вашей жизни? Как вы при этом себя чувствовали?

Любите себя!

Светлана Липинская